Вопрос о роли семейных традиций в жизни детей связан с двумя другими важными темами, о которых мы упоминали ранее: установление границ и многократное повторение.
Когда ребёнок приходит в этот мир, он ничего о нём не знает. Для него все ново и все значимо. Постепенно, в процессе изучения окружающего мира, у него формируется так называемое «комплексное мышление». Это когда, если борщ, то обязательно в тарелке с голубой каёмочкой — точно так же, как в первый раз он с ним «познакомился».
Именно по этой причине дети в раннем и дошкольном возрасте бывают жуткими консерваторами. Им нужно как обычно, как всегда, ведь так легче ориентироваться в том, с чем они уже знакомы и продолжать осваивать окружающий мир. Повторяя знакомые действия, дети испытывают чувство глубокого удовлетворения, в то время, как в их мозге закрепляются образовавшиеся нейронные связи.
В этом отношении дети — главные хранители семейных традиций. Они с большим удовольствием поддерживают уже заведенные обычаи и строго следят за их соблюдением. Ну, а при нескольких повторениях одного действия воспринимают его, как новую традицию и уже требуют её неукоснительного выполнения.
В этом кроется ещё одна особенность психики ребёнка: при всем свободолюбии детям необходимы границы. А традиции и установленный порядок — есть ни что иное, как проявление границ. Дети плохо ориентируются во времени и календарях, они отталкиваются от происходящих событий. Мама читает сказку на ночь — значит, скоро пора спать. Папа принёс ёлку в дом — значит, скоро будет Новый год.
Семейные традиции, большие и маленькие, относящиеся в каждодневным событиям и большим праздникам, создают фундамент для ребёнка. Это помогает увереннее себя чувствовать в этом мире и выстроить собственную систему координат того, что важно, ценно и значимо.